Файлы без границ

Как Dropbox стал главным мировым сервисом удаленного хранения данных

Файлы без границ
Декабрьским утром 2006 года Дрю Хьюстон стоял на автобусной остановке в Бостоне. Выпускник Массачусетского технологического института направлялся в Нью-Йорк и собирался потратить четыре часа в пути на работу над своим программистским проектом. Но вот незадача: флешку, на которой хранилась нужная информация, он забыл дома. Так Хьюстону пришла в голову идея Dropbox — сервиса, позволяющего автоматически синхронизировать любой файл в компьютере с тем же файлом на другом компьютере или в интернете.

«Я чувствовал, что должен быть какой-то выход. Флешка на самом деле ничем не лучше дискеты», — говорит Хьюстон. Он начал зарабатывать программированием в 14 лет, а сейчас, в 27, работает генеральным директором Dropbox. Его приложение позволяет работать с документами, скажем, на домашнем компьютере и сохранять финальные версии файлов на ноутбуке или в мобильном телефоне, а также пересылать их другим. Больше не нужно посылать самому себе электронные письма.

Dropbox — не единственный игрок на рынке. Разработанное Google приложение Google Docs появилось в октябре 2006-го, на два года раньше. И тем не менее сейчас в Dropbox 4 млн пользователей хранят 20 млрд документов — среди них и беспорядочно качающие друг у друга файлы тинейджеры, и архитекторы, и спасатели с Гаити.

В апреле 2007 года Хьюстон получил $15 000 от известного инкубатора стартапов Y Combinator. Следующие четыре месяца он писал программный код — работал по 15 часов в день. Его соседом по комнатушке в Кембридже был второй основатель компании Араш Фердоуси, который бросил институт, чтобы присоединиться к проекту. В сентябре оба переехали в Сан-Франциско, где в течение двух недель добивались встречи с представителями венчурной компании Sequoia Capital. Через несколько дней у них было $1,2 млн. К сегодняшнему дню Dropbox привлекла уже $7,2 млн инвестиций.

Хьюстон называет Dropbox «десктопом интернета». Когда вы скачиваете приложение Dropbox на свой компьютер, программа создает папку, доступную с другого компьютера или из сети. Dropbox сохраняет все изменения в файле и транслирует их — за миллисекунды — на все компьютеры с доступом к данному файлу. Обеспечение постоянной синхронизации — это маленький инженерный подвиг. Каждый сервер Dropbox постоянно наблюдает за 500 000 компьютеров. Хьюстон потратил месяцы на адаптацию программы к распространенным операционным системам — Microsoft, Apple и Linux.

Пользователи получают бесплатно 2 Гб (примерно 900 фотографий среднего размера), а затем платят $10 в месяц за 50 Гб или $20 за 100 Гб. Большинство платных пользователей применяют Dropbox для работы, однако их наниматели могут и не подозревать об этом. Хьюстон хитроумно обучил свое приложение обходить корпоративные системы сетевой защиты. Он не раскрывает деталей, но утверждает, что около 2% пользователей Dropbox платят за услуги, а выручка компании в этом году составила $14 млн. Правда, существенная часть этих денег уходит на плату Amazon, у которой компания покупает серверное пространство.

Вини Лингхэм, разработчик сайтов в Сан-Франциско, начал пользоваться Dropbox год назад. Быстро исчерпав бесплатный лимит, он перевел на Dropbox весь свой жесткий диск и теперь оплачивает дополнительные гигабайты. «Зато мне не страшно, что мой компьютер или ноутбук сломается или его украдут».

Но самые многообещающие клиенты Dropbox — это предприятия, использующие громоздкие системы для предоставления доступа к сложным файлам большому количеству работников. Они не могут воспользоваться Google Docs, чьи возможности ограничиваются текстовыми документами и электронными таблицами.

Компания Tishman Construction использует Dropbox для координации строительных работ на Манхэттене. Раньше, чтобы предоставить десяткам подрядчиков доступ к файлам с 3D-моделями, они использовали ftp-серверы. Подрядчикам приходилось запоминать пароли и подолгу ждать, пока загрузится нужный файл. А используя Dropbox, можно просто открыть документ на своем рабочем столе. «Наши подрядчики не хотят забивать себе голову ненужными технологиями», — говорит директор компании Скотт Вуд. Продюсерская компания North American Midway Entertainment сэкономила благодаря Dropbox $25 000 за полтора месяца, исключив затраты на курьерскую службу FedEx, развозившую документы.

Следующие версии операционных систем Microsoft и Apple наверняка будут уметь синхронизировать файлы. Но Dropbox меняет подходы к организации работы уже сейчас, уверен Хьюстон: «Мы создаем фундамент нового интернета, в котором файлы следуют за вами, на каком бы устройстве вы ни работали».

Источник Forbes
Дата публикации: 24.08.2010