Военный совет в Филях

Военный совет в Филях

Кившенко. Военный совет в Филях (1882)

Для получения права на пенсионерскую поездку в Европу Алексей Кившенко написал полотно, посвященное одному из ключевых моментов в истории России – важнейшему военному совещанию Отечественной войны 1812 года. Созданное произведение принесло художнику известность. Эту картину живописец повторил дважды: по заказам П.М. Третьякова для его галереи и московских властей для Музея истории и реконструкции Москвы.

После Бородинского сражения русская армия отошла к Москве. Главнокомандующий остановился в деревне Фили (ныне район столицы) в избе крестьянина Фролова. 13 сентября здесь состоялся военный совет, на котором решался вопрос: дать неприятелю новое сражение либо оставить «вторую столицу» без боя. Мнение присутствовавших на совете военачальников разделились. М.И. Голенищев-Кутузов заявил: «С потерею Москвы не потеряна еще Россия, главною своею задачею я поставляю сохранение армии. Приказываю отступить».

В сентябре 1812 года Д.М. Волконский, родственник Л.Н. Толстого, так записал в дневнике: «Ввечеру приехал я в армию на Фили, узнал, что князь Кутузов приглашал некоторых генералов на совещание, что делать, ибо на Поклонной горе драться нельзя, а неприятель послал в обход на Москву. Барклай предложил первый, чтобы отступить всей армией по Рязанской дороге через Москву. Остерман неожиданно был того же мнения противу Беннигсена и многих». Этим дневником спустя полстолетия пользовался великий писатель при создании «Войны и мира». Алексей Кившенко написал картину под впечатлением этого романа, используя портреты героев Отечественной войны. Точное количество участников совещания и ход дискуссии неизвестны. Художник изобразил 11 генералов и внучку хозяина избы – девочку Малашу, затаившуюся на печке. Участники совета слева направо: П.С. Кайсаров, М.И. Кутузов, П.П. Коновницын, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, Л.Л. Беннигсен, М.Б. Барклай-де-Толли, Ф.П. Уваров, К.Ф. Толь, Д.С. Дохтуров, А.П. Ермолов.

На полотне представлен самый драматический момент совета, волевое решение Кутузова сдать Москву в пользу сохранения армии и обращение к собранию: «Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я властью, врученной мне моим Государем и Отечеством, я – приказываю отступление». Фельдмаршал понимал, что только так можно спасти армию, а следовательно, Россию.

Из донесения Кутузова императору Александру I от 17 сентября: «…В таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казённые, так и частные, вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести Вам, Всемилостивейший Государь, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России… Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими будут пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля, надеюсь принудить его оставить Москву и переманить всю свою операционную линию».

А.Д. Кившенко передал атмосферу напряжённости и мучительного ожидания принятия решения. Это произведение – одно из лучших в творчестве автора и в русской исторической живописи второй половины XIX столетия.

Деревня Фили в 1812 году принадлежала обер-егермейстеру и действительному камергеру Д.Л. Нарышкину. В 1854-м владелец Филей Э.Д. Нарышкин перенёс деревню ближе к селу Покровскому, но избу, где проходил военный совет, сохранили на прежнем месте. В 1816 году дом обокрали. Чтобы «сохранить остаток памятника нашей истории», Э.Д. Нарышкин передал его в дар Московской городской Думе, но в июле того же года изба почти полностью сгорела. В 1886 году по проекту архитектора Д.М. Струкова построено новое здание, где организован музей. В 1929 – 1942 годах он не функционировал. С 25 марта 1943 года «Кутузовская избы» вновь начала работать как музей. 22 июня 1962 года – передана Музею-панораме «Бородинская битва» (на правах отдела). В 1995 году легендарную избу ограбили, и отдел закрыли. В 2010 году разработан проект реконструкции здания с приспособлением под музейное помещение.

Источник art-collage.net