Тициан. Венера и Адонис

Тициан. Венера и Адонис

Тициан. Венера и Адонис (1553-1554)

Особое место в творчестве Тициана 1550-х годов занимает цикл мифологических композиций, написанный для Филиппа Второго и названных самим художником «поэзиями». Наверное, потому, что их сюжеты взяты из «Метаморфоз» Овидия. В картинах этого цикла постепенно складывается новое, глубоко личное истолкование античности. Это мир неистовых страстей и жестоких драм. Мир, показанный Тицианом, полон взволнованности, бурного движения.

«Венера и Адонис» пользовалась огромной популярностью, в мастерской Тициана было сделано несколько повторений.

Сюжет взят из «Метаморфоз» Овидия. История, которая привлекала не только поэтов, но и художников, повествует о том, что Адонис, был плодом кровосмесительной любви царя Кинира Пафосского (на Кипре) и дочери Мирры. Венера воспылала к нему безнадёжной страстью, что явилось результатом случайной царапины от стрелы Купидона. Однажды на охоте случилось то, чего всегда боялась Венера. Адонис был убит вепрем. Несясь по небу на своей колеснице, она услышала стоны умирающего Адониса и спустилась к нему, но было поздно. На том месте, где кровь Адониса пролилась на землю, выросли цветы анемоны.

Полотно было завершено в 1554 году. Его оправили в Лондон, где Филипп Второй жил некоторое время после женитьбы на Марии Тюдор, но при перевозке попортили, чем немало огорчили короля. Мифологический сюжет имеет нравоучительное значение. Молодой охотник неизбежно должен быть наказан, что пренебрёг желаниями и предостережениями богини. Скорбь отражена в тревожном взгляде богини, в её крепком объятии. Адонис отправляется на охоту, с которой не вернётся, потому трагическое расставание с Венерой несёт сильнейший чувственный заряд.

Огромный успех полотну обеспечила и обнажённая женская натура. В облике обнажённой Венеры воплотилась бьющая через край чувственность, свойственная натурализму. В композиции и в том, что Венера сидит спиной к зрителю ощущается влияние маньеризма. Тициан, по утверждению Дольче (1554), избрал такую позу героини «не от недостатка мастерства… а от желания продемонстрировать его вдвойне». В работе влияние Микеланджело, чьим мастерством Тициан проникся во время пребывания в Риме. Это отражено в фигурах персонажей, принявших динамически неустойчивые позы, а также в тёмной, контрастной цветовой гамме.

Источник art-collage.net