Портрет моны Лизы. «Джоконда»

Портрет моны Лизы. «Джоконда»

Джоконда. Леонардо да Винчи (около 1503)

После пребывания в Милане, где, кроме «Мадонны в гроте», Леонардо писал знаменитую «Тайную вечерю», в 1500 году он возвратился во Флоренцию. Через два года он вновь покинул этот город, но ненадолго. В 1503 году Леонардо опять во Флоренции. По-видимому, тогда он и начал писать портрет Лизы ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини, неаполитанки, вышедшей за богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. По сохранившимся данным, в эту пору ей было около двадцати пяти лет.

«Во время писания портрета, — рассказывает Джорджо Вазари, — он (Леонардо) держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною».

Слава «Джоконды» зиждется на совершенной гармонии и удивительной жизненности портретного образа. В основе характеристики лежит глубокое знание человеческой природы. Это знание, лучше сказать – всеведение, вложено художником в натуру и сконцентрировано в ней. Вот почему взгляд моны Лизы кажется словно гипнотическим, а ее улыбка – редкостно многозначной.

«Поистине, — говорил Вазари, — портрет написан так, что заставляет трепетать и смущаться любого выдающегося художника, кто бы он ни был».

Фигура моны Лизы как бы приподнята над зрителем. Обобщенность пластической формы подчеркнута ее контрастом с мелкими складками одежды. Пейзажный фон, данный с другой точки зрения, усиливает впечатление грандиозности мира, возведенного в сферу необычного. Светотень придает формам особую мягкость. Это – леонардовское «сфумато», один из характернейших приемов его живописи. Творческий гений Леонардо в портрете моны Лизы достигает той вершины, где начинается соревнование художника с самой природой. Величие человека, утверждавшееся ренессансным гуманизмом, здесь раскрыто с необыкновенно полнотой.

Источник art-collage.ru