Федотов П.А. Сватовство майора

В развертывании федотовских сюжетов очень важную роль играет диалог. Майор сватается к дочери купца, надеясь поправить свои обстоятельства, — такова фабульная схема самой знаменитой картины Федотова. Художник комментировал ее в специально сочиненной “рацее”: “…И вот извольте посмотреть, / Как наша пташка хочет улететь; / А умная мать / За платье ее хвать! / И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / „Я, дескать, до денежек доберусь!” Федотов с исключительным остроумием и мастерством строит композицию: фигуры связаны попарно, группировка дышит живым движением, и, при видимой суматохе действующих лиц, вся сцена проникнута изумительной пластикой и ритмом.

Федотов П.А. Сватовство майора

Литературные и театральные ассоциации указывают на синтетическую природу федотовского жанра. Не жалея времени для поисков натуры, “учась жизнью” (по словам самого художника), Федотов подвергал накопленный материал тщательному отбору и оперировал им как искусный режиссер. Комедия нравов, разыгранная в “Сватовстве майора”, остается непревзойденным шедевром искусства мизансцены; каждая группа, поза, жест приобретают здесь выразительность сценической формулы.

Сам художник настаивал на нравоучительном эффекте своей картины, изобличающей браки по расчету. Но глубоко был прав один из друзей Федотова, который на нравоучительные сентенции художника заметил: “… Твоя сила не в поучении нравов, или, если хочешь, в поучении только не через… мораль, а через зрелище изящного”. Обладая редким для изобразительного искусства качеством — юмором, — произведение Федотова вызывает улыбку, заставляет любоваться, восхищаться — но, конечно, не “моралью” а тем “изяществом”, с которым эта мораль преподнесена художником.

Издательский дом «Агни» г. Самара