Брюллов Карл. Вирсавия

«Вирсавия» – одно из редких обращений К.П. Брюллова к библейской тематике. Сюжет взят из 2-ой Книги Царств (гл.11). Царь Давид увидел Вирсавию, жену своего полководца Урии, во время купания и приказал послать Урию на верную смерть, после чего взял Вирсавию в свой дворец. В наказание за этот грех первенец Давида умер на седьмой день.

Брюллов Карл. Вирсавия
Для Брюллова, однако, интересен не сюжет, а экзотическая восточная культура, ее пряная красота. Мотив – обнаженное тело, освещенное заходящим солнцем, – позволял художнику блеснуть своим декоративным даром. Абрис фигуры дан волнообразной непрерывной линией, так восхищавшей современников художника.

Лицо героини остается в тени, но силуэт подсвечен, что создает ощущение живой плоти, по холсту разбросаны цветные рефлексы. Зритель любуется отблесками водной струи на стенке бассейна, сверкающими застежками ярких восточных одежд, радужными крыльями стрекозы, летающей над головой Вирсавии.

Мраморную белизну кожи оттеняет фигура черной служанки, привнося в картину легкий привкус эротики. Это заметил критик В.В. Стасов, сказав о «Вирсавии»: «Молодое Венерино тело – точно блистающая лилия, распустившаяся и благоухающая, на темно-зеленом фоне чащи и лоснящегося маслянистого черного тела служанки-негритянки».

Брюллов, видимо, картиной был недоволен, и она осталась неоконченной.

Издательский дом «Агни» г.Самара